Стратегия управления МФО

Микрофинансовые организации по своей сути являются такими же кредитными организациями как и банки, за исключением того, что законодательством наложен запрет на использование микрофинансовыми организациями большинства инструментов, пользование которыми разрешено при наличии банковской лицензии. Таким образом, основная задача микрофинансовых организаций сводится к такой же миссии, как и миссия банковского сектора в принципе – перепродаже привлекаемых на рынке денежных средств с получением в ходе этого процесса прибыли. Только у МФО «товар» называется не кредитом, а займом. Неизменен в развитии экономики и тот факт, что на собственные средства без привлечения финансовых ресурсов общества сложно построить серьезный бизнес. А это значит, что микрофинансовые организации должны не меньше заботиться о поиске финансовых ресурсов для своей деятельности, чем банки, а также обеспечить эффективное использование привлеченных финансовых ресурсов для достижения своей основной цели. Эффективное использование привлеченных наличных ресурсов для получения прибыли в следствие перепродажи данных ресурсов на рынке и является основной задачей стратегии микрофинансовой организации, которая в свою очередь состоит из следующих элементов:

  1. Стратегия управления ресурсной базой. Представляет собой стратегию поиска и привлечения МФО наличных средств для последующей их перепродажи на рынке финансовых услуг.
  2. Кредитная стратегия. Подразумевает решение задачи эффективного размещения привлеченных микрофинансовой организацией средств.
  3. Стратегия управления финансовой устойчивостью организации. Задачей является разработка стратегии управления рисками и обеспечение возвратности денежных средств, перепродаваемых на рынке финансовых услуг.

Стратегия управления ресурсной базой МФО 

Источниками ресурсов микрофинансовых организация могут являться:

  • средства учредителей и участников микрофинансовых организаций (на сегодняшний день является основным для МФО);
  • прибыль микрофинансовых организаций;
  • средства других организаций по договору займа (без ограничений);
  • сбережения населения (согласно действующего законодательству привлечение средств населения имеет ограничение по сумме – минимум 1,5 миллионов рублей);
  • институциональные инвесторы (инвестиционные фонды);
  • средства, привлеченные на рынке ценных бумаг;
  • кредиты кредитных организаций;
  • средства доноров (Фонд поддержки малого предпринимательства);
  • средства государства (Внешэкономбанк через МСП Банк кредитует МФО с целью поддержки малого предпринимательства России).

В соответствии с ФЗ «О банках и банковской деятельности» МФО не является кредитной организацией, а значит не может финансироваться напрямую в Банке России, поэтому возможность пользоваться средствами ЦБ для МФО ограничена.

В структуре ресурсной базы МФО все источники финансовых ресурсов можно классифицировать на внутренние, к которым относятся средства учредителей, участников и средства, заработанные самой организацией в процессе своей деятельности, и внешние, включающие привлеченные средства физических и юридических лиц, банковские кредиты, средства государства, зарубежных и честных доноров, эмиссия облигаций.

На сегодняшний день основными в структуре финансовых ресурсов МФО являются средства учредителей и участников микрофинансовых организаций. Они включают в себя: 1) взносы учредителей и акционеров (физических и юридических лиц) в уставный капитал; 2) паи участников кредитных кооперативов; 3) государственные средства в структуре капитала государственных и муниципальных фондов.

Главное преимущество данного источника финансовых ресурсов – стабильность. Использование этих ресурсов не влечет за собой издержки в виде уплаты процентов и т.д. Но недостатком является ограниченность этих ресурсов. В целом взносы и паи учредителей и участников могут оставаться основным источником финансовых ресурсов МФО при создании и начале их деятельности, играть в дальнейшем роль «подушки безопасности» и гаранта финансовой устойчивости. Однако для расширения масштабов деятельности и удовлетворения потребностей клиентов неизбежно возникает необходимость диверсификации ресурсов за счет внешних источников финансирования[1]. Другим не менее ограниченным ресурсом для МФО является прибыль, то есть средства, заработанные организацией в виде процентных доходов за вычетом административных и иных расходов на содержание деятельности.

Наиболее перспективным источником ресурсной базы для МФО могли бы стать средства населения, привлекаемые по системе, аналогичной банковским депозитам, то есть с возможностью страхования этих вкладов. Но законодательно привлекать средства населения для МФО запрещено (в расчет не берется возможность займа суммой свыше 1,5 млн рублей, что все равно не дает возможности привлекать средства населения), что существенно ограничивает возможности и для населения (в виде расширения доступа к сберегательным услугам), и для самих МФО. Снятие законодательного ограничения на привлечение во вклады средства населения дало бы возможность повысить ликвидность и финансовую устойчивость МФО, а также институционализировать микрофинансовые организации. Необходимо отметь, что в США, Германии и Японии микрофинансовые организации (в частности, кредитные учреждения, построенные на кооперативных началах) не только имеют право на привлечение средств во вклады физических лиц, но и участвуют в системе страхования данных вкладов наряду с банковскими кредитными организациями[2].

Собственные средства МФО, прибыль, займы населения, а также средства, привлекаемые на рынке ценных бумаг – все это относится к ограниченным ресурсам. Ко второй группе формирования ресурсов (внешним источникам) относятся кредиты. Взаимодействие микрофинансовых и кредитных организаций представляется наиболее перспективным направлением пополнения ресурсной базы для МФО. Для банков работа с МФО может рассматриваться как способ получения доступа к дополнительной клиентской базе, к рыночному сегменту мелкого заемщика. Для самой МФО получения банковских кредитов означает диверсификацию источников финансирования. Единственное, развитие взаимодействия банков с МФО идет в разрез с тенденцией концентрации и консолидации капитала, наметившейся в банковском секторе России в последние годы: уменьшение общего числа кредитных организаций на фоне увеличения их капитализации негативным образом сказывается на росте количества относительно малых кредитных организаций.

Одним из возможных путей развития сотрудничества банков и МФО может считаться создание при кредитных организациях дочерних микрофинансовых организаций. Статус отдельного юридического лица позволит четко разграничить микрокредитную деятельность от остальных операций банка, вести раздельный учет соответствующих рисков, применять различные методы оценки кредитоспособности заемщика и другие инструменты управления рисками.

Проблема сотрудничества МФО как агента банка заключается в том, что МФО не может предложить такие же процентные ставки, как и банк. И если будет предлагать кредитование как агент коммерческого банка под 22% годовых, то сделает себе же медвежью услугу. Фактически, МФО в этом случает будет продавать услуги конкурента, условия которого много выгодней, чем условия кредитования от МФО. Такая система выгодна только банкам. А вот открытие кредитных линий для МФО могло бы способствовать проникновению банковского капитала в пласты клиентов МФО.

В настоящее время одной из основных проблем кредитования участников рынка микрофинансирования является отсутствие или недостаточность залоговой базы, в связи с чем необходимо более активно развивать механизм выпуска облигационных займов МФО. В настоящее время в соответствии с законодательством участники рыка микрофинансирования не могут размещать облигации номинальной стоимостью менее 1,5 миллиона рублей за одну ценную бумагу. В связи с этим необходимо законодательное закрепление снижения этого порога для МФО при условии введения дополнительных норм контроля за параметрами выпуска и обращения таких ценных бумаг, а также финансовом состоянием МФО-эмитента.

Что касается защиты интересов пайщиков и займодателей МФО, то одним из инструментов такой защиты может являться взаимное страхование. В 2007 году был принят Федеральный Закон №286-ФЗ «О взаимном страховании», регулирующий отношения в области взаимного страхования имущественных интересов членов обществ, подобных микрофинансовым организациям. Но возможность реально страховать свою ответственность ограничена количеством членов, состоящих в обществе взаимного страхования (не более 500 юридических лиц), что нарушает суть страхования, которое основано на распределении рисков между большим числом страхователей, что в свою очередь, уменьшает вероятность наступления неплатежеспособности страховщика. Более эффективным будет страхование МФО непосредственно в страховых компаниях, а не в обществах взаимного страхования, где требования к финансовой устойчивости идентичны требованиям для страховых компаний.

Другой возможностью защитить сбережения населения, которые будут размещены в виде депозитов в микрофинансовых организациях, могло бы стать введение обязательного страхования вкладов для тех участников микрокредитного рынка, которые хотели бы привлекать средства населения. Система страхования вкладов для МФО регулировалось бы обязательным введением норм финансовой устойчивости, аналогичных в банковском секторе.

Кредитная стратегия 

Целью кредитной стратегии является максимальное удовлетворение потребностей заемщиков в кредитных ресурсах при условии эффективного размещения привлеченных средств и обеспечения финансовой устойчивости МФО.

Кредитная стратегия предполагает формирование организации кредитной деятельности в МФО на основе четких и обязательных для исполнения внутренних документов, регламентирующих:

  • кредитную политику организации;
  • механизм управления кредитным портфелем и кредитными рисками, методическое обеспечение сотрудников по этим вопросам;
  • бизнес-процессы по кредитным продуктам, эффективное взаимодействие сотрудников и подразделений МФО;
  • взаимоотношения с различными видами заемщиков[3].

Весь кредитный процесс любого МФО строится на кредитной политике, принятой в организации и оформляемой обычно в письменном виде, в виде меморандума (положения) о кредитной политике, в котором есть несколько разделов:

  1. Общие положения и цели кредитной политики. Порядок применения кредитной политики и ее пересмотр;
  2. Аппарат управления кредитными операциями и полномочия сотрудников. В данном разделе разрабатывается система полномочий и ответственности сотрудников, контроль за выполнением кредитной политики.
  3. Принципы формирования портфеля займов. Описание займов. На какие цели могут быть выданы займы. Предпочтительные и нежелательные займы. Размеры займов и максимальные размеры для займов различным видам заемщиков и на различные цели. Ограничение размера займов. Сроки, процентные ставки, обеспечение займов. Специальные процедуры для предоставления займов сотрудникам компании.
  4. Организация кредитного процесса на различных стадиях. Контроль и управление кредитным процессом. Процедуры рассмотрения кредитной заявки, принятия решения о возможности кредитования. Порядок кредитного мониторинга. Процедуры возврата займов. Процедуры работы с проблемными ссудами.
  5. Методика снижения кредитного риска по отдельным ссудам и в целом по портфелю займов.
  6. Процентная политика по займам.

Этот документ является основой для разработки других внутренних документов, например, положения о порядке кредитования или ряда положений по кредитованию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, заемщиков – физических лиц, методик оценки финансового состояния заемщика. Классификация займов может быть произведена по таким признакам, как виды заемщиков; назначение кредита; сроки кредитования; наличие и характер обеспечения; степень кредитного риска и др.

Процентная политика по займам включает в себя порядок расчета процентной ставки по займам с учетом премии за риск неплатежа, риск потери ликвидности, а также с учетом премии за риск просрочки погашения долга. Номинальную процентную ставку для МФО (I) целесообразно определять следующим образом:

I = r + e + RP + LP + MP, где

r – реальная процентная ставка по безрисковым операциям, в случае когда инфляция ожидается нулевой. Реальная процентная ставка – это номинальная процентная ставка, скорректированная на уровень инфляции;

e – премия, эквивалентная уровню инфляционных ожиданий на срок долгового обязательства;

RP – премия за риск неплатежа, которая определяется в первую очередь кредитоспособностью заемщика;

LP – премия за риск потери ликвидности – представляет собой потенциальную способность долговых обязательств в короткое время и без существенных финансовых потерь трансформироваться в денежные средства;

MP – премия за риск с учетом срока погашения долгового обязательства: неуверенность в экономической перспективе снижает заинтересованность в привлечении средств на долгосрочной основе и повышает спрос на краткосрочные займы.

Учитывая тот фактор, что большая часть средств – заемная, то есть бизнес, связанный с МФО является бизнесом «перепродажи» денежных средств, для участников микрофинансового рынка, которые используют главным образом заемные средства, реальная процентная ставка по безрисковым операциям может не корректироваться на инфляцию. Этот метод расчета номинальной процентной ставки для МФО мог бы сделать МФО более конкурентноспособным предприятием, особенно по сравнению с коммерческими банками.

Стратегия финансовой устойчивости и ликвидности МФО

Итак, согласно действующему законодательству, микрокредитные организации вправе свободно привлекать денежные средства от физических лиц лишь в случае, если последние являются учредителями или участниками соответствующих организаций. Для взносов остальных категорий граждан существуют жесткие ограничения: микрофинансовые организации имеют право на привлечение средств физических лиц, только если речь идет о сумме, превышающей 1500 тыс. руб. (что в 1,5 раза превышает максимальную сумму займа на одного заемщика). Однако и в этом случае данная операция не может быть оформлена как вклад и осуществляется на основании договора займа.

Данное ограничение связано в первую очередь с повышенными рисками, которые несут микрофинансовые организации. Законодатель ставит прямой запрет на привлечение соответствующими компаниями вкладов физических лиц ввиду невозможности гарантировать их сохранность, обеспечить защиту потенциальных вкладчиков от возможного мошенничества и недобросовестного поведения МФО. Между тем подобные гарантии могут быть обеспечены при последовательной реализации следующих шагов:

  • введение жестких нормативов ликвидности, достаточности собственного капитала, соотношения собственных и заемных средства, аналогичных действующим нормативам в сфере банковского регулирования;
  • установление четких процедур контроля и надзора за деятельностью микрофинансовых организаций;
  • наконец, введение системы обязательного страхования вкладов граждан в микрофинансовых организациях[4].

В данный момент установлены обязательные нормативы достаточности собственных средств и ликвидности для микрофинансовых организаций, привлекающих денежные средства физических и юридических лиц в виде займов. Расчет данных нормативов производится на основе данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности микрофинансовой организации в каждом отчетном периоде (отчетным периодом является квартал) и рассчитывается по следующей формуле:

где НМО – норматив достаточности средств МФО, К – собственные средства, определяемые как сумма итога раздела III «Капитал и резервы» бухгалтерского баланса и суммы задолженности по займам и кредитам, одновременно удовлетворяющим следующим условиям:

  • заем или кредит предоставлен МФО физическими или юридическими лицами, являющимися учредителями (участниками, акционерами) данной МФО;
  • заем или кредит предоставлен на срок не менее трех лет;
  • договор займа или кредита содержит условие, что в случае банкротства МФО требование по этому займу или кредиту удовлетворяется после полного удовлетворения требований всех иных кредиторов.

А – активы МФО, определяемые как сумма итогов разделов I «Внеоборотные активы» и II «Оборотные активы» бухгалтерского баланса за вычетом суммы показателя «Денежные средства и денежные эквивалетны[5]».

Необходимо отметить также, что регулятор предоставил учредителям МФО инструмент, позволяющий в случае необходимости оказывать влияние на данный норматив. Так, в интересах расчета норматива достаточности капитала под собственными средствами понимают в том числе средства, предоставленные на срок не менее трех лет в виде займа или кредита микрофинансовой организации ее учредителями, в случае если требования по такому займу или кредиту удовлетворяются после удовлетворения всех требований иных кредиторов.

Норматив ликвидности микрофинансовой организации (НМО2) определяет требования к минимальной величине отношения суммы ликвидных активов микрофинансовой организации к сумме краткосрочных обязательств МФО, необходимых для выполнения обязательств по привлеченным займам. Норматив НМО2 рассчитывается по следующей формуле:

где LA – ликвидные активы МФО, определяемые как итог раздела II «Оборотные активы» бухгалтерского баланса за вычетом сумм показателей «Запасы» и «налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»

КО – краткосрочные обязательства, определяемые как итог раздела V «Краткосрочные обязательства» бухгалтерского за вычетом сумм показателей «Доходы будущих периодов» и «Оценочные обязательства» указанного раздела.

Минфином России утверждены числовые значения двух основных нор­мативов для МФО, а также порядок их расчета. Минимально допустимое значение норматива (НМ01 — достаточности собственных средств) для микрофинансовых организаций, зарегистрированных в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения, хозяйственно­го общества или товарищества, составляет 5 процентов, в форме неком­мерческого партнерства — 50 процентов. Минимальное значение норма­тива ликвидности (НМ02) установлено в размере 70 процентов.

Однако необходимость регламентации и других нормативов впол­не очевидна. Контроль соблюдения пруденциальных нормативов и регу­лярные раскрытия информации о гарантиях стабильности, защиты фи­нансовых интересов заемщиков, ресурсах исполнения обязательств по доверенным МФО сбережениям, снимает закономерную насторожен­ность граждан, повышает степень доверия к МФО, что, в свою очередь, обеспечивает регулярный приток сбережений. Наличие и соблюдение пруденциальных нормативов могут также служить гарантом стабильности работы МФО перед институциональными инвесторами и кредиторами при наличии ссудной задолженности перед Банком Развития, инвестиционным фон­дом или иным кредитно-финансовым институтом.

В основе разработанных нормативов будут лежать принци­пы, заложенные в МIХ отчетности для МФО и используемые CGАР для ее последующей унификации. По аналогии с банками (а в некоторых аспектах — шире, чем это установлено для банков) в МФО может быть установлена система пру­денциальных нормативов включая:

  • норматив достаточности капитала;
  • нормативы ликвидности;
  • максимальный размер риска на одного заем­щика или группу связанных заемщиков;
  • максимальный размер круп­ных кредитных рисков;
  • максимальный размер риска на одного вклад­чика или группу взаимосвязанных вкладчиков;
  • максимальные уровни списания, резервирования, риска портфеля, просрочек;
  • минимальные отношения суммы паевого фонда к личным сбережениям, собственных средств МФО к текущим обязательствам и пр.

Безусловно, мы не будем рассматривать все нормативы, а остано­вим свое внимание на наиболее значимых из них, с точки зрения кре­дитной деятельности, к которым в частности относятся: норматив дос­таточности капитала, нормативы ликвидности, максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков, макси­мальный размер крупных кредитных рисков.

Норматив достаточности собственных средств (капитала) МФО (Н1) регулирует риск несостоятельности и устанавливает требования по ми­нимальной величине собственных средств для покрытия кредитного рис­ка. Определяется из отношения собственных средств (капитала) МФО к сумме активов баланса, взвешенных с учетом риска (нетто порт­феля). В качестве показателя риска принимается отношение рискового портфеля (просроченной задолженности) к брутто портфелю:

где Ар – сумма активов баланса, взвешенных с учетом рискового портфеля;

Р – резерв покрытия убытков от просроченных и списанных займов.

Следует отметить, что прямое сопоставление норматива достаточ­ности собственных средств, равно как и других нормативов с установ­ленными, например, для банков нормами пруденциального регулиро­вания не совсем корректны, главным образом из-за не сопоставимости финансовых показателей банка и МФО, равно как и любого другого участника микрофинансовой деятельности. В западной практике дискутируется необходимость применения к МФО более жестких, чем к банкам, нормативов достаточности соб­ственных средств. В числе аргументов в пользу такого консерва­тивного подхода приводятся:

  • Обстоятельство, что основная категория заемщиков МФО пред­ставлена социальными группами с низкими уровнями доходов и возможно лишенными титульной собственности. Поэтому займы МФО выдаются, как правило, без обеспечения или под низколик­видное обеспечение. В этой ситуации, основным мотивом возвра­та займов служит перспектива получения новых займов в дальней­шем. В случае если МФО не может обеспечить текущие потери от не возвращенных займов собственными средствами, а главным образом, пытается решить этот вопрос за счет выдачи новых микрозаймов, снижается стимул к их своевременному погашению и невозврат, может приобрести массовый, кумулятивный характер.
  • Сравнительно более высокая, чем в банках, доля операцион­ных расходов МФО в процентных платежах провоцирует опас­ность недополучения, в связи с несвоевременным погашением займов, доходов на покрытие текущих издержек. С тем, чтобы не затрагивать в этой ситуации привлеченные оборотные сред­ства, необходимо располагать достаточными собственными резервами для покрытия текущих расходов;
  • Низкий опыт и квалификация персонала сравнительно моло­дых МФО увеличивают риски кредитных операций, которые также следует уравновешивать создаваемыми за счет собствен­ных средств резервами.

Выше мы уже отмечали, что Минфином РФ установлен диффе­ренцированный порядок расчета норматива достаточности собствен­ных средств, в зависимости от организационно-правовой формы МФО, что на наш, в корне противоречит принципам их функционирования. Вместе с тем, отчасти признавая, справедливость этих доводов, следует отметить, что все они базируются на консервативных банковских под­ходах и не учитывают особенностей микрофинансирования, способ­ные нивелировать или смягчать риски, уравновешиваемые в банковс­ких подходах, собственными средствами. К числу таких особенностей относятся: более высокая процентная ставка, интенсивно оборачивае­мый и высоко диверсифицированный портфель займов, что позволяет оперативно реагировать на возникновение рисков и управлять ими бо­лее эффективно, чем простое наращивание собственного капитала. Кроме этого, для многих микрофинансовых организаций повышение норматива достаточности собственных средств может обернуться не­померными барьерами для начала и развития деятельности.

Не менее значимыми являются и кредитные нормативы МФО. К нормативам, регламентирующим кредитные риски, относятся:

текущий уровень резервирования;

текущий уровень риска портфеля;

текущий уровень списания;

коэффициент собираемости задолженности по займам.

Предельный норматив расходов на резервирование (Н4) может быть установлен Уставом МФО и не превышать 8% от суммы портфеля. Он определяется из отношения суммы резервов, сформированных в целях покрытия потерь от просроченных и списан­ных займов к сумме дебиторской задолженности:

где R – резерв покрытия убытков от просроченных и списанных займов;

D – дебиторская задолженность по займам.

Текущий уровень расходов на резервирование может определять­ся как в целом по фонду, так и по его от­дельным компонентам — потребительскому и предпринимательскому кредитному портфелю, отдельным кредитным продуктам, а также по территориальным подразделениям. Сегментирование может быть рас­ширено и дополнено с учетом специфики работы МФО, норматив мо­жет исчисляться как по средневзвешенным показателям за период, так и по балансовым показателям на отчетную дату.

Предельное значение норматива текущего уровня риска кредит­ного портфеля (Н5) не должен превышать 12% от суммы всего портфеля. Этот коэффициент определяется из отношения дебиторской задолженности по просроченным займам (т.н. «рискового портфеля») к общему объему дебиторской задолженности. Аналогично нормативу расходов на резервирование, этот коэффициент может рас­считываться по портфелю в целом, предпринимательскому и потреби­тельскому секторам, отдельным кредитным продуктам и т.д.

Далее, рассмотрим порядок определения коэффициента собирае­мости задолженности по займам МФО (Н7), который может опреде­ляться исходя из отношения фактических поступлений к планируемым и может исчисляться как по массе поступлений в целом, так и по видам поступлений, которые в свою очередь могут распределяться по секто­рам портфеля и по кредитным продуктам. Этот показатель не нормируется, а включается в систему фи­нансовых нормативов в качестве справочного. Тем не менее, сопостав­ление показателей собираемости создает достаточную информацион­ную базу для управленческого анализа.

Нормативы ликвидности разбиты на несколько подгрупп по аналогии с подходом Банка России. Но в практике работы МФО показали, что аналогию с банком в части наличия норматива мгновенной ликвидности, регулирующий риск потери ликвидности в течение одного дня, проводить не стоит. У МФО редко имеются обязательства, которые могут быть незамедлительно востребованы в течение одного дня. А принятие на себя обязательств, которые должны быть погашены в течение одного дня, многократно повышает риски работы самой МФО.

Норматив текущей ликвидности МФО (Н10) ограничивает риск потери ликвидности в течение 30 дней и определяется как отношение суммы ликвидных активов МФО к сумме его обязательств по сбереже­ниям, размещенным на условиях «до востребования» и со сроком пога­шения до 30 дней:

где Lat – текущие ликвидные активы, то есть финансовые активы, которые должны быть получены и (или) могут быть востребованы МФО в течение ближайших 30 календарных дней, а активы, которые могут быть реализованы в течение 30 дней, взвешенные без учета резерва;

Otv – текущие обязательства, которые могут быть предъявлены к погашению вкладчиками или внешними кредиторами в течение 30 дней.

R – резерв покрытия убытков от просроченных и списанных займов.

Обществом международного развития «Дежарден» (Канада) рекомендуется поддерживать отношение высоколиквид­ных активов к объему обязательств со сроком погашения в течение 30 дней в интервале 20—30%.

Норматив долгосрочной ликвидности МФО (Н11) ограничивает риск потери ликвидности вследствие размещения средств в долгосроч­ные активы. Он определяется из отношения долгосрочной задолжен­ности – задолженности МФО со сроком погашения свыше 365 дней к сумме собственных средств и обязательств МФО с аналогичным сро­ком погашения.

где Krd – займы, со сроком возврата свыше 365 дней;

К – капитал – сумма собственных средств МФО (включая средства па­евого, неделимых фондов и резервов);

Od – обязательства МФО по личным сбережениям вкладчиков и про­чим привлеченным средствам, срок погашения которых наступает бо­лее, чем через год.

Норматив долгосрочной ликвид­ности может рассчитываться раздельно на каждый год в периоде со сро­ком погашения свыше 1 года.

Норматив общей ликвидности (Н12), регулирует долю активов, которые могут быть конвертированы в денежные средства в течение ближайших 30 дней (ликвидных активов) в общей массе активов МФО и рассчитывается по формуле:

где Lat – текущие ликвидные активы, то есть финансовые активы, ко­торые должны быть получены и (или) могут быть востребованы МФО в течение ближайших 30 календарных дней, а активы, которые могут быть реализованы в течение 30 дней, взвешенные без учета резерва.

А – всего активы;

Р – резерв покрытия убытков от просроченных и списанных займов.

Норматив максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н13) регулирует кредитный риск МФО в отношении одного заемщика или группы связанных заемщиков. «Связан­ными» заемщиками в данном случае могут являться близкие родственни­ки, либо участники группы солидарной ответственности по полученным займам. Однако необходимо помнить, что из без этого норматива законодательством установлена максимальная сумма займа, выдаваемого микрофинансовой организацией – один миллион рублей. Поэтому не видится необходимости применять этот норматив, если общий кредитный портфель МФО превышает хотя бы 10 миллионов рублей.

А вот норматив максимального размеров крупных кредитных рисков (Н14) необходим для любого МФО, так как он ограничивает совокупную величину крупных кредитных рисков по отношению к собственным средствам МФО. В соответствии с бан­ковскими стандартами, в категорию крупных кредитных рисков попа­дают займы, превышающие 5% от собственных средств МФО, поэтому сумма таких займов, не должна превышать сумму собственных средств МФО более чем в 8 раз.

где  - сумма непогашенной дебиторской задолженности по зай­мам, каждый из которых превышает 5% от величины собственных средств МФО;

К – капитал – сумма собственных средств МФО (включая средства па­евого, неделимых фондов и резервов).

Совокупная величина риска по инсайдерам МФО (Н15) опреде­ляется из отношения не обеспеченной личными сбережениями задолженности по займам, предоставленной МФО своим работникам и ли­цам, участвующим в органах управления и способных влиять на при­нятие решений о выдаче займов, к сумме собственных средств МФО. Этот норматив не должен превышать 3% от суммы собственных средств МФО.

На сегодняшний день, в секторе микрофинансирования РФ остаются нерешенными большое количество методологических вопросов: в первую очередь, связанных с необходимостью разработки стандартов микрофинансирования на основе внедрения пруденциаль­ных нормативов и показателей финансовой отчетности. В связи с чем, отечественным МФО в ближайшие годы необходи­мо внедрить стандарты предоставления финансовой отчетности микро­финансовыми учреждениями, которые позволяют адаптировать более обширные и детальные международные стандарты финансовой отчетно­сти к особенностям микрофинансовых институтов. Эти принципы уже существуют в западной практике и уже сегодня достаточно унифициро­ваны для того, чтобы применяться в России. Не менее важной про­блемой отечественных МФО является отсутствие единообразных показа­телей, характеризующих их финансовую устойчивость[6].

Что касается общей стратегии работы МФО, то именно она является тем важнейшим элементом бизнес-плана, который повлияет на все развитие компании. Хорошо продуманная, взвешенная стратегия финансовой устойчивости даст возможность привлекать финансовые ресурсы для развития, а хорошо взвешенная кредитная стратегия даст возможность стабильного развития компании и выполнению основной миссии микрофинансовых организаций – кредитования слоев населения, не участвующих по каким-либо причинам в современных финансовых отношениях.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гладкова В.Е. Методологические особенности развития микрофинансирования с учетом принципов либерализации кредитной инфраструктуры. Монография. – М.: АП «Наука и образование», 2013. – 200с.
  2. Иванов О.М. Микрофинансирование и банки. // Проблемы развития микрофинансирования в России: сборник научных трудов / под ред. Криворучко С.В. М.: Финансовый университет, 2011. – 100 с.
  3. Мамута М.В. Формирование рынка небанковских микрофинансовых услуг в РФ: методика и практика // Проблемы развития микрофинансирования в России: сборник научных трудов / под ред. Криворучко С.В. М.: Финансовый университет, 2011. – 100 с.
  4. Микрофинансирование в России / коллектив авторов. – М.: КНОРУС: ЦИПСиР, 2013. – 168 с.
  5. Стратегии кредитования микрофинансовыми организациями: моногр./под ред. д.э.н., проф. О.Г. Семениюы. Рост.гос.эконом.ун-в (РИНХ). – Ростов н/Д, 2012. – 182 с.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

  1. Инструкция Банка России № 139-И от 03.12.2012 года «Об обязательных нормативах банков»;
  2. Приказ Министерства Финансов РФ от 30 марта 2012 года № 42н «Об утверждении числовых значений и порядка расчета экономических нормативов достаточности собственных средств и ликвидности для микрофинансовых организаций, привлекающих денежные средства физических лиц и юридических лиц в виде займов»;
  3. Федеральный Закон от 02 июля 2010 года №151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (ред. 23.07.2013)
  4. Федеральный Закон от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (ред. 23.07.2013);
  5. Федеральный Закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» (ред. 23.07.2013);

 


[1] Шакер И.Е. Формирование ресурсной базы микрофинансовых организаций – пусть к информационному обществу. С.61-62.

[2] Цитируется по: Шакер И.Е. Формирование ресурсной базы микрофинансовых организаций – пусть к информационному обществу. С. 62.

[3] Стратегии кредитования микрофинансовыми организациями. С.48.

[4] Микрофинансирование в России. С. 60.

[5] Приказ Министерства Финансов РФ от 30 марта 2012 года № 42н

[6] Гладкова В.Е. Методологические особенности развития микрофинансирования с учетом принципов либерализации кредитной инфраструктуры. С. 100-104.

Оставить комментарий

Курсы валют

Дата: 05.10.2013
USD ЦБ: 32.1005
EUR ЦБ: 43.7337